Основные советы по заказу сайта
В настоящее время практически каждый человек задумывался о необходимости сайта, а, быть может, даже не одного. И некоторые из них, равно или поздно, решаются на заказ сайта. Вот тут как раз и начинаются проблемы, так как зачастую люди бросаются прямо в омут с головой, чтобы как можно быстрее реализовать свои желания, а ведь поспешность здесь не уместна и может стоить вам не только впустую потраченного времени, но и денег!
И проблемы могут крыться как в ваших задумках, так и в том, кого вы выберете исполнителем. Мы уже писали ранее о том, что необходимо быть бдительным, при выборе исполнителя, а здесь мы вам откроем основные проблемы, связанные с ними. Итак, просто следуйте этим десяти правилам, и 90% проблем обойдут вас стороной.
- Для чего сайт? Это самый первый и самый важный вопрос, который вы обязаны задать себе. Не углубляясь в детали, вариантов всего лишь два: “будет приносить деньги”, “не будет приносить деньги”.
- НЕ будет приносить денег. Это, обычно, небольшие сайты-визитки, состоящие из нескольких страниц, на которых содержится информация о вас, вашем проекте, которые могут не изменяться годами, или просто пополняются статьями и новостями. Они не монетизируются (т.е. не приносят дохода), а служат либо представительством в интернете, либо являются чем-то вроде хобби (могут быть сделаны в виде блога). Такие сайты оплачиваются разово и далее либо просто висят в сети, либо понемногу содержатся непосредственно заказчиками.
- Будут приносить деньги. Это сайты, предлагающие товары и услуги. Как правило, после создания такие сайты нуждаются в поисковом продвижении (т.е. в ежемесячных вложениях), поднимающим сайт в первые строчки запросов в поисковых системах, типа Яндекса и Гугла. Есть оптимизация, есть клиенты, есть прибыль, которая потенциально будет окупать все расходы на продвижение, а также приносить прибыль.
- Не хватайте первых встречных! Это означает, что поспешишь – людей насмешишь. Обращаясь в первую попавшуюся контору, вы рискуете очень многим. Автор до сих пор вспоминает случай, когда одна питерская компания, занимающаяся компьютерами, решила заказать сайт в конторе, которая находилась с ними в одном здании. И вроде бы крупная контора, довольно известная, содержащая приличный офис минимум с 15-20 людьми на постоянных рабочих местах. Всё бы ничего, но компания получила в результате неработающий интернет-магазин за 130 000 руб., который даже спустя год работы с ним так и не вышел в свет. В итоге – не только выпущенные в трубу деньги, но и впустую потраченное время.
- Обращайтесь по рекомендации. Не всегда удачный вариант, но зачастую более положительный, нежели любой другой. Если у вас есть друзья, которые остались довольны результатом работы – это хороший повод приглядеться к будущему исполнителю. Так что не теряйте время, обзванивайте друзей!
- Один исполнитель. Если есть возможность запросить у конторы дизайн, программирование и продвижение (если нужно) – стоит этим пользоваться. Однако следите, что говорят исполнители. Если всеми этими этапами занимаются разные люди (в пределах одной компании, в которую вы обратились), то всё хорошо. Если хотя бы два из этих пункта делает один человек – ожидайте на выходе шлак. Как правило человек, разбирающийся в дизайне, очень плохо шарит в программировании, и, тем более, наоборот. Каждая сфера нуждается в отдельном специалисте. Однако и здесь стоит быть внимательным, т.к. если компания предлагает дизайн печатной продукции, но и ещё предлагает дизайн сайта, то, скорее всего, над дизайном сайта может работать дизайнер печатной продукции, а обычно это означает, что ваш сайт будет никаким.
- Скупой платит дважды! А иногда и трижды. Несколько лет назад к нам обратилась компания, которая хотела изменить свой сайт, т.к. старый… С ним было всё, мягко говоря, плохо. При первом же аудите было понятно, что “дизайна”, как такового, здесь нет, про структуру сайта тоже ничего не было слышно, не говоря уже о кривом программировании времён Ивана Грозного. Оказалось, они купили сайт по акции “Сайт за 10 000 руб. + 1 месяц поискового продвижения в подарок”. В то время качественный сайт за такие деньги было найти практически нереально, поэтому, естественно, за такую сумму мог быть предложен лишь ширпотреб. Для сравнения, в то время, для сайта, сделанного не на шаблоне, а имеющего уникальный дизайн, только сам дизайн в лучшем случае стоил столько же. Так что подумайте, прежде чем соглашаться на сладкие речи исполнителей, ибо за низкой ценой должно стоять нормальное логичное обоснование.
- Не давайте большой предоплаты. Особенно фрилансерам. При работе с надёжными фирмами предоплата, по некоторым сведениям, может составлять 60%, что будет в пределах нормы. Но при работе с фрилансерами она не должна превышать 20-30%, в зависимости от общей стоимости сайта. Логика ясна – фрилансер, получив половину стоимости, может смело плюнуть и ничего не делать, ведь львиную долю стоимости он ухватил. К сожалению, в нашей стране такое время от времени встречается.
- Регистрация домена. Лучше всего регистрировать на своё имя (физ.лицо) или на свою компанию (юр.лицо). За вас процесс регистрации всегда могут пройти исполнители, вам лишь нужно предоставить им необходимую для регистрации информацию. Если вам предлагают просто зарегистрировать домен и ничего при этом не спрашивают, то, скорее всего, домен будут регистрировать они на себя, чтобы удержать вас и вытягивать из вас деньги. И ладно, если бы было так просто уйти, но смени администратора домена довольно муторное дело. Поэтому, чтобы не иметь проблем в будущем, лучше сразу всё регистрируйте на себя.
- Договор. Желателен, но не обязателен. Если сайт недорогой или люди проверенные, то можно этот момент упустить – меньше волокиты. Но если сайт сложный и его стоимость высока, то договор всё таки стоит заключать. Это вас подстрахует от различных проблем.
- Не более двух лиц при общении. Одно со стороны заказчика, одно со стороны исполнителя. Причина очень проста. Как только в работе появляются дополнительные люди, работа может начать идти наперекосяк: кто-то кому-то что-то недосказал, а кто-то имел в виду что-то совсем другое, а кто-то на одной из сторон не может придти к компромиссу и общему решению. Все эти косяки только усугубляют работу, увеличивая её продолжительность вплоть до её конечной незавершённости.
- Сохраняйте переписку. Исходя даже из пункта выше – лучше всего дела вести письменно и всё сохранять. Это вас в некотором роде подстрахует от несостыковок и недоговорённостей, а также сыграет роль, в некотором роде, неофициального договора, если вы не заключили его официально.
Вот и всё! Учтите эти пункты, и вы сэкономите время, нервы и деньги. Успехов!
Желающие вам добра,
WebhoundTeam.
15 сентября 2014
1h0i17